Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018
УДК: 159.9
ББК: 88.8
Х. Р. Сипки ORCID
Аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность выявления и развития эмпатии врачей как фактора достижения профессионализма; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме эмпатии врача и ее роли в процессе взаимодействия с пациентом и успешности профессиональной деятельности. Цель статьи — на основе представления результатов обзора современных психологических исследований обосновать роль эмпатии как фактора достижения профессионализма в деятельности врача.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме эмпатии врача, обобщение и систематизация результатов научных исследований по проб-леме.

Результаты. В статье исследована проблема эмпатии врача. На основе анализа концептуальных положений ученых раскрываются сущност-ные характеристики эмпатии. Эмпатия врача выступает в роли фактора развития личностных качеств и профессионализма в целом.

Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что эмпатия является неотъемлемой составляющей профес-сионализации врача, создает психологические условия конструктивного

 

межличностного взаимодействия с пациентом через проявление помогающего поведения.

Заключение. Делается вывод о том, что способность к проявлению эмпатического помогающего поведения отражает уровень нравственного и профессионального развития врача и выступает в качестве фактора дос-тижения профессионализма, создает психологические условия для проведения лечебных мероприятий.

Ключевые слова

эмпатия; профессионально-важные качества; профессионализм врача; помогающее поведение; психологические условия; конструктивное взаимодействие

Основные положения

– определена значимость эмпатии в профессиональной деятельнос-ти врача и межличностном взаимодействии с пациентом;

– представлены основные концептуальные положения, раскрывающие роль эмпатии как фактора достижения профессионализма врача.

Цитировать публикацию

Сипки, Х. Р.  ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА [Текст] / Х. Р. Сипки, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. С. 257-274. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018.

Библиографический список

1. Бережковская Е. Л., Радинская. Н. Г. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода. Эмпатия как высшая психическая функция // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С. 126–145.

2. Бойко В. В. Субъектные отношения во взаимодействии стоматолога с пациентом. СПб., 2000. – 21 с.

3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированнный подход // Вопросы психологии. 1991. № 3-4. С. 24–33.

4. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 155.

5. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61–68.

 

6. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7–8 лет) : дис. ... канд. психол наук по специальности 19.00.01. Краснодар. 2003. – 241 с.

7. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. : Изда-тельство Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.

8. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия : монография. М. : Издательство «Перо», 2014. – 185 с.

9. Елеференко И. О. Эмпатия. СПб. : Гаруда, 2003. – 3,5 п.л.

10. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013. – 304 с.

11. Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педаго-гов. Псков : ПГПИ, 2004. – 60 с.

12. Попов Л. М., Голубева О.Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической пси-хологии и личности. М. : Изд-во Инс-та РАН, 2008. – 240 с.

13. Рибо Т. А. Психология чувств / пер. с фр. М. Гольдсмит. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова, 1898. – 480 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Издательство «Пи-тер», 2000. – 712 с.

15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / перевод с англ. кандидата психологических наук М. Р. Гинзбурга. М. : Педагогика-Пресс, 1993. С. 68. – 144 с.

16. Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспек-ты) [Текст]: дис. … д-ра психол. наук по специальности 19.00.01. СПб., 1995. – 252 с.

17. Abbott A. (1993) The sociology of work and occupations. Annual review of so-ciology. 19, 1, 187–209.

18. Aronfreed J., Pascal V., Asch S.E. (1970) Altruism and helping behavior. Social psychology. N. Y., Englewood Cliffs. P. 34.

19. Bandura A.A. (1963) Walters R. Social leaning and personality development. N. Y., Holt, Rinehart and Winston. Р. 14.

20. Berger, S.M. (1962) Psychol. Rev. Р. 69.

21. Clandinin D.J., Cave M.T. (2008) Creating pedagogical spaces for developing doctor professional. Medical education. 42, 8, 765–770.

22. Gendlin E.T. (1962) Experiencing and the creation of meaning, N. Y. P. 57.

23. Golant M. (2015) Psycho-oncology: A quick reference on the psychosocial di-mensions of cancer symptom management 2 edition. Oxford University Press. P. 248.

24. Hughes E. (1963) Professions. Daedalus. 92, 65–68.

25. Богачёва О. А. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов) : дис. … канд. психол. наук по спе-циальности 19.00.03. Ярославль, 2014. – 169 с.

26. Ващенко И. С., Рыкалина Е. Б., Фахрудинова Э. Р. Медико-психологичес-кие и биоэтические аспекты комплаентности // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2015. Т. 5. № 5. С. 558.

27. Карвасарский Б. Д., Незнанов Н. Г. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике. СПб. : Питер, 2015. – 640 с.

 

28. Кассирский И. А. О врачевании. Проблема и раздумья. М. : Медицина, 1970. C. 73–79. – 271 с.

29. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. – 398 с.

30. Этнопсхологические  аспекты социальной адаптации студентов в муль-тикультурной образовательной среде / С. Б. Селезнев [и др.]. // Астраханский меди-цинский журнал. 2009. Т. 4. № 1. С. 109-119.

31. Смирнова С. В. Психологическое сопровождение в педиатрической практике / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36). Новосибирск : СибАК, 2014.

32. Соловьева С. Л. Личность врача : учебно-методическое пособие. СПб., 2004. С. 15–18.

33. Спринц А. М., Михайлова Н. Ф. Медицинская психология с элементами общей психологии. М. : СпецЛит, 2009. – 448 с.

34. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. 1984 – 191 с.

35. Терентьев И. А. Личностные особенности проявления эмпатии в дея-тельности врача курортного лечебного учреждения : дис. … канд. психол наук по специальности 19.00.01. Сочи, 2007. – 212 с.

36. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с немецкого Л. О. Акопяна. М. : Практика, 1997. – 1056 с.

37. Ясько Б. А. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образовательного пространства // Психо-логия и практика : ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 4. С. 192. С. 254–258.

38. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. М. : Кафедра-М, 1998. С. 104. – 272 с.

39. Утлик Э. П. Психология личности. М. : Академия, 2008. С. 36. – 320 с.

40. Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений. М. : Феникс, 2008. С. 226–228. – 416 с.

41. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 1996. – 400 с.

42. Ермолаева Е. П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек-профессия-общество» // Институт психологии российской академии наук. Органи-зационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. С.3–22.

43. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект ; Екате-ринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.

44. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Из-дательский дом «Академия», 2004. – 304 с.

45. Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.

46. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации рос-сийских врачей в реформирующемся обществе //Социологические исследования. 2005. № 1. С. 66.

47. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школь-

 

ного возраста : дис. ... канд. психол. наук по специальности 19.00.07. М., 1977. С. 4.

48. Зинченко Е. В., Юсупов И. М. Эмпатия / Энциклопедический словарь : психология общения / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 150–151.

49. Юсупов И. М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: методическое руководство для студентов и психологов народного образования. Ка-зань, 1992. – 30 с.

50. Знаков В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С.140–141. – 448 с.